Посадочный модуль автоматической межпланетной станции (АМС) «Луна-25» производства научно-производственного объединения имени С. А. Лавочкина.

20 августа 2021 года Роскосмос сообщил о переносе старта с космодрома Восточный российской лунной миссии «Луна-25» с октября 2021 года на май 2022 года. Госкорпорация пояснила, что техническая отсрочка связана с необходимостью проведения дополнительных тестовых испытаний научных приборов, агрегатов и двигательной установки «Луны-25» в условиях, максимально приближенных к космическому пространству.

Специалисты Роскосмос не до конца уверены в надежности элементов аппаратов первой российской миссии на Луну и планируют проверить еще раз функционирование бортовой аппаратуры, в том числе, исследовать электрические стыковки составных частей, проанализировать логику работы системы связи и типовых сеансов передачи данных в соответствии с программой полета с учетом выявленных в ходе проведенных наземных испытаний факторов.

Роскосмос пояснил, что проверки и доработки миссии «Луна-25» также будут выполнены в рамках рекомендаций, сформированных специалистами госкорпорации по результатам анализа данных запуска к МКС многоцелевого лабораторного модуля «Наука» и проблем, возникшем на модуле.

В конце апреля этого года Дмитрий Рогозин заявлял, что сбоев при подготовке запуска аппарата «Луна-25» нет и Роскосмос планировал вывести АМС на стартовую готовность в сентябре.

Российский аппарат «Луна-25» должен стать продолжением советских станций одноименной серии и открыть долгосрочную российскую научно-исследовательскую лунную программу. В ее реализации предусматриваются миссии по изучению Луны с орбиты и поверхности, забор и доставку лунного грунта на Землю. Главная задача «Луны-25» — отработка базовых технологий мягкой посадки в околополярной области и проведение контактных исследований южного полюса Луны.


Станция «Луна-25» на акустических испытаниях.

Первая российская лунная АМС состоит из двух основных конструктивных частей — верхней и нижней.

Верхняя часть «Луны-25» — это негерметичный приборный отсек, на котором установлены панели солнечных батарей, радиатор системы терморегулирования, электронное оборудование станции, научные приборы, источник энергии. Всего на борту станции размещены девять различных научных приборов (общей массой около 30 кг) — восемь российских и один разработки Европейского космического агентства. Российские приборы предназначены для исследований состава, структуры и физико-механических свойств лунного полярного реголита, пылевой и плазменной экзосферы в окрестности южного полюса Луны, оценки массовой доли воды в лунном грунте в точке посадки. В состав научной аппаратуры АМС также входят телевизионная система (восемь камер, которые будут передавать изображения во время посадки и в ходе выполнения лунных исследований), манипуляторный комплекс (обеспечивает забор лунной породы ковшом с глубины 15–30 см и перекладку ее в специальный прибор-анализатор) и прибор, обеспечивающий коммутацию питания и командно-телеметрический обмен научной полезной нагрузки со служебными системами аппарата.

Нижняя часть АМС является посадочным устройством, представляющим собой конструктив с амортизационными посадочными опорами, обеспечивающими мягкое касание поверхности Луны. Там установлена двигательная установка станции, с помощью которой производится коррекция траектории перелета до Луны, торможение при сходе с орбиты и мягкая посадка. В нижней части размещены топливные баки, манипулятор грунтозаборного устройства, датчики и антенны системы связи.

Запуск «Луны-25» будет произведен с космодрома Восточный ракетой-носителем «Союз 2.1б» с разгонным блоком «Фрегат», который выведет станцию на траекторию полета к Луне. Перелет по штатной программе составит от 4,5 до 5,5 суток в зависимости от конкретной даты пуска. Во время перелета с помощью двигательной установки станции будет проведено две коррекции, и после отработки тормозного импульса «Луна-25» выйдет на лунную полярную орбиту. На ней АМС будет находится от трех до семи суток, в течение которых станцией и ЦУП должны быть выполнены тщательные траекторные измерения для формирования предпосадочной орбиты. Потом двигательная установка станции сведет ее с орбиты и обеспечит практически нулевую скорость в момент посадки. Это должно произойти не позднее 12 дней с даты старта. Для посадки ученые Российской академии наук выбрали две точки: основная — к северу от кратера Богуславский и резервная — к юго-западу от кратера Манцини. Каждое место посадки имеет вид эллипса 30×15 км с уклонами не более 15° и камнями не более 150 мм.

Источник: Habr

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Похожие записи: